Виталий Петров: "Сяду в болид, перекрещусь - и вперед, в бой". 14 марта на этапе Формулы 1 в Бахрейне состоится дебют россиянина Виталия Петрова в этой самой престижной разновидности автомобильных гонок. Последние две недели подготовки накануне старта сезона являются очень ответственными и напряженными даже для таких признанных асов, как Михаэль Шумахер, Маркус Уэббер, Фелипе Масса. Так что и новичка Петрова его команда максимально постаралась на это время изолировать от контакта с болельщиками и журналистами. Подробно поговорить "за жизнь" с Виталием корреспонденту "Труда" удалось только 23 февраля по окончанию московских автомобильных Гонок Звезд "За рулем", где, кстати, российскому новобранцу Формулы 1 удалось опередить не только лучших российских специалистов зимних ралли, но и чемпионов международного уровня - Дэвида Култхарда и Фирдоуза Карирова. - Виталий. как вам сегодня гонялось по снежной трассе? - Мне не удалось, как многим участникам гонки Звезд "За рулем", целенаправленно подготовиться к подобных погодных условиях. На бетоне и на снегу ощущения по управлению автомобилем совсем разные. И чем больше готовишься в специфических условиях, тем лучше для будущего результата. Я на снегу и на льду готовился мало, но какие-то "фишки", приемы из давнего опыта езды по зимним российским дорогам уже во время тренировки в Тушино вспомнились. Если бы я, как какой-нибудь бразилец, впервые в жизни поехал по обледенелой трассе, результат был бы намного хуже. Надо очень тонко чувствовать сцепление, ловить моменты - когда сцепление лучше, когда хуже, и быстро перестраиваться в манере вождения. Впрочем, в сезонном календаре раллистов, в том числе из южных стран, присутствуют три гонки по зимним трассам. А здесь, на московской снежной трассе сегодня организованно все прекрасно - со знанием дела, с душой, с выдумкой. Но, будь моя воля, я сделал бы на Тушинской трассе больше поворотов, самых разнообразных - влево и вправо, и меньше прямых участков . - Правда, что вы в юности рассчитывали больше достичь успехов в ралли, чем в Формуле 1? - Да, мне нравилось гонять на таких автомобилях, как "Субару", по бездорожью. Я занимался ралли-спринтом, много участвовал в кольцевых зимних гонках. Но я все время хотел попробовать себя на более мощных машинах. Может быть, в конце моей спортивной карьеры в автоспорте я вернусь к ралли. Но сочетать на высоком уровне Формулу 1 и ралли невозможно. Требуется совсем разная подготовка. - Вас часто останавливают гаишники? - Довольно часто, причем за границей даже чаще, чем в России. Но не из-за каких-то нарушений. Это у них проводятся плановые проверки, облавы. Просто перекрывают улицы и у вес подряд документы проверяют. Чаще это проводится по воскресеньям. Я за рулем по городским улицам вообще не часто езжу, а правила нарушаю еще реже. Так что из-за нарушений меня вообще не останавливали. - Если отбирать среди 100 детей 10-летнего возраста будущих гонщиков, по каким критериям вы определили бы будущего чемпиона? - Все качества должны присутствовать в комплексе. Реакцию, смелость, работоспособность должны присутствовать в юном спортсмене. Кроме того, чтобы распознать уровень его способностей, надо с ним постоянно в течение длительного времени наблюдать за ним, совместно с ним работать. Разовым тестированием здесь не обойтись. Но главное, чтобы желание работать у самого спортсмена было. - Сейчас зимнюю Олимпиаду смотрите? - Конечно, я многие зимние виды спорта люблю. Некоторыми сам занимался в детстве, на любительском уровне. Сейчас, когда есть время, смотрю все, что передают из Ванкувера. Особенно интересны для меня лыжные гонки, биатлон, и конечно хоккей. - А какие виды спорта используете в качестве общефизической подготовки? - Есть специальные упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Но для здоровья, для повышения физической формы, а также, в конце концов, ради азарта, я занимаюсь многими видами спорта. Другой вопрос: в подобных мероприятиях существуют какие-то ограничения. Например, мне, при всей моей любви к боксу, категорически противопоказаны при занятиях жесткие спарринги, тем паче - турнирные бои. А вот работать по грушам, по мешкам, выполнять какие-то другие упражнения, особенно на реакцию, на взрывную силу - все это очень полезно для гонщика. То же самое и насчет футбола: когда играю с знакомыми ребятами, то сразу предупреждаю: пожалуйста, против меня играйте очень осторожно. Минимум какой-либо контактной борьбы за мяч. А с незнакомыми людьми, в чужих компаниях по этой причине я не играю в футбол. - Ваш великий коллега Шумахер хорошо в футбол играет. А вы? - Шумахер для любителя играет очень хорошо. О моем футбольном мастерстве не мне самому судить. Но футбол я люблю, и стараюсь погонять мяч при любой возможности. Было бы больше времени - больше играл. Физикелла, Алонсо, Феттель, Россберг и некоторые другие это делают регулярно на протяжении длинного сезона, прямо между гонками. С перечисленными гонщиками я уже имел удовольствие вместе участвовать в футбольных баталиях известных автогонщиков. - Сейчас за спиной 25-летнего Виталия Петрова есть еще более молодые российские гонщики, которые могли бы через два-три года попасть в Формулу 1? - В ближайшие годы я буду единственным россиянином в этой категории автогонок. Если бы кто-то был на подходе, я о таких ребятах знал бы. Но я не знаю. Ситуация такова: сейчас чтобы российскому гонщику эффективно готовиться к соревнованиям высокого международного уровня, ему придется большую часть года проводить за границей. В России, к сожалению, невозможно набраться опыта, навыков, или хотя бы информации в виде советов и рекомендаций квалифицированных специалистов. - Если России дадут право провести этап Формулы 1, в каком регионе страны это лучше сделать? - Хорошую трассу можно было бы проложить рядом с Москвой, Петербургом - местами, где есть международные аэропорты. Но вот еще какое дополнительное обстоятельство. График Формулы 1 так плотно спланирован, что уже непросто найти в нем "окно" для нового этапа. Если бы России выделили бы летнее время, то Москва и Петербург - самые подходящие регионы. Если весна и осень - юг страны. Впрочем, гонщикам было бы интересно себя попробовать и в условиях холода, а не только жары, которая часто является "непременным" компонентом гонок Формулы 1. - Бразилия, Финляндия тоже не имеют своих солидных традиций автомобилестроения. А сколько там великих гонщиков! - Финляндия - небольшая страна. Но там много различных соревнований, начиная от картинга для самых маленьких. Это удовольствие не дешевое. Родителям с самого начала приходится немало денег вкладывать в это увлечение детей. Но и государство тоже немало субсидирует работу с молодыми талантами. Работают школы автогонщиков, которых у нас нет. Функционируют специализированные тренировочные трассы, на которых набирают класс будущие автогонщики. - Кого из гонщиков вы в первую очередь занесли бы в число фаворитов Формулы 1 сезона 2010 года? - В первую очередь тех, кто когда-либо завоевывал звание чемпиона по итогам сезона. Во вторую - кто побеждал на этапах. Сейчас по результатам тестов не стоит определять будущих фаворитов. Гонщики разных команд гоняют в разных условиях, заправляясь разными объемами топлива. Объективно круг фаворитов можно будет определить не раньше, чем состоится хотя бы треть этапов сезона. - А за счет чего Баттон "стрельнул" в год своего дебюта в элите автоспорта? - Успехи Дженсона Баттона в первую очередь связаны с тем, что его команда "Brawn GP" лучше других подготовила технику к началу прошлого сезона. Если говорить о процентах вклада в победу на Формуле 1, то при нынешних реалиях я 70 отдал бы технике, а 30 гонщику. Фирма "Brawn GP" вложила громадные средства в подготовку болида, и вся команда прекрасно сработала. Более того, она единственная была стопроцентно готова к началу прошлого сезона. - Увидим ли мы когда-нибудьженщин-пилотов в Формуле 1? - Даника Патрик два года назад выигрывала у всех мужчин "американские гонки" (официальное название Champ Car - "Труд"). Кроме малого общего количества женщин, занимающихся автоспортом, я не вижу других причин, по которым прекрасный пол не может добиться успехов в Формуле 1. Я не исключаю вероятности того, что уже в ближайшие годы для наших гонок подготовят женщину-пилота. Будет больше автогонщиц прекрасного пола - повысятся их шансы на успех в том виде спорта, где пока монополия принадлежит мужчинам. - После того, как вас приняли в "семью" Формулы 1, с кем из известных гонщиков успели познакомиться? - Пока что только с японцем Камуи Кобаяши - несколько раз ужинал с ним и его командой. С другими знаменитостями, в самом деле, общение ограничивалось только совместными футбольными матчами. Я пока почти все свое рабочее время провожу среди персонала "Рено". Но по ходу этапов гонки Формулы 1, наверное, поближе познакомлюсь со многими знаменитостями. - На каких языках общаетесь с коллегами-автогонщиками? - Несмотря на то, что в Формуле 1 много франко-, германо-, португало-говорящих спортсменов, основным и даже единственным языком общения является английский. По-английски я говорю достаточно уверенно. На пресс-конференции могу обойтись без переводчиков. Но в тех странах, куда регулярно приезжал, я всегда старался на местных языках выучить какие-то ходовые слова. Это интересно и полезно. - Как часто вы звоните в Россию? - Чаще всего, конечно, разговариваю по телефону с родителями. Мой отец хорошо разбирается в автомобилях и даже в автоспорте. Но он - очень деликатный человек, тонко чувствующий мою психологию. С первых же моих слов понимает - в каком я состоянии нахожусь. Исходя из этого, он точно угадывает: стоит ли сейчас со мной обсудить подготовку к моему конкретному старту, или же поговорить на отвлеченные темы, "за жизнь", или же ограничиться словами "привет-привет, пока-пока". - Как часто у вас случались аварии, и усиливают ли они потом чувство страха на трасе? - Аварии у меня бывали, но тяжелыми увечьями они не оборачивались. Самые тяжелые происшествия на трассе произошли по моей вине. Главная причина: недостаточно четко следил за идущими впереди машинами, и если они притормаживали или попадали в аварию, я не всегда успевал на это среагировать. Бывало, улетал со своей машиной с трассы. Но эти происшествия чувство страха у меня не усиливали. Впрочем, смотря что понимать под этим термином. Такого чувства страха, который мешает спокойно готовиться к заезду или, тем паче, вредит нормальной работе за рулем, у меня никогда не было. Может быть, мне от природы больше повезло по сравнению с теми, на кого это чувство давит. Так что мне на сей счет даже не требовалась никогда работа с психологом. Чувство осторожности, трезвый расчет - это совсем другое дело. Приходится постоянно переваривать как можно больше информации и из собственного опыта, и из опыта знающих людей. - Формула 1 опровергает анекдоты о "тормознутости" финнов. Но какие-то национальные черты все-таки проявляются в манере вождения? - Я ничего подобного никогда не замечал. Правила одинаковы для всех, успеха в Формуле 1 достигают как европейцы - южане и северяне, так и японцы и мулаты. Любой гонщик должен обязательно обладать и агрессией, и хладнокровием. И в то же время, представители одной и той же страны - будь то Финляндия. Германия или Бразилия - очень сильно отличаются от своих коллег-соотечественников по темпераменту, по складу характера. - С каким настроением стартуете в Формуле 1? - С немалым волнением. В последние дни очень важно - как подготовится твоя команда, насколько хорошо ты с ней сработаешься, как подготовится твоя голова. - Какие пожелания вам шлют российские болельщики? , - Таких пожеланий, вроде - "Виталий! За тобой вся Россия! Смотри, не подведи, не опозорь страну и народ!" - к счастью нет. Моя команда по мере сил старается изолировать меня от общения с незнакомыми людьми, и в этом есть логика. Звонят, присылают смс-ки в основном хорошо мне знакомые люди. Так что выражают мне свои чувства и мысли очень корректно. Эти люди, что называется, в теме. Знают - что можно говорить, а чего не следует. Мне очень приятно чувствовать такую поддержку. - Какие ритуалы соблюдаете перед стартом? - Сажусь в машину с левой стороны, перекрещиваюсь. "Вперед, в бой!". Но сначала, к этому моменту, я должен быть выспавшимся, спокойным. Досье Виталий Петров, автогонщик Родился 8 сентября 1985 года в Выборге. Сейчас проживает в испанской Валенсии. Прозвище - Выборгская Ракета. Заниматься автогонками начал в 14 лет. Достижения: многократный победитель различных российских гоночных серий; победитель российской Формулы-1600 (2005); 3-е место в азиатской серии GP2 (2008); 2-е место в чемпионате GP2 (2009). Участник знаменитой гонки "24 часа Ле-Мана". В январе 2010 года Виталий Петров подписал контракт с французской командой Формулы-1 "Рено", став первым в истории гонщиком из России, который будет выступать в "королевских гонках". В этой команде он будет напарником польского пилота Роберта Кубицы.
Календарь Гран-при Бахрейна 13 марта - квалификация 14 марта, 14.00 - гонка Гран-при Австралии 27 марта - квалификация 28 марта, 8.00 - гонка Гран-при Малайзии 3 апреля - квалификация 4 апреля, 10.00 - гонка Гран-при Китая 17 апреля - квалификация 18 апреля, 8.00 - гонка Гран-при Испании 8 мая - квалификация 9 мая, 14.00 - гонка Гран-при Монако 15 мая - квалификация 16 мая, 14.00 - гонка Гран-при Турции 29 мая - квалификация 30 мая, 13.00 - гонка Гран-при Канады 12 июня - квалификация 13 июня, 18.00 - гонка Гран-при Европы 26 июня - квалификация 27 июня, 14.00 - гонка Гран-при Великобритании 10 июля - квалификация 11 июля, 14.00 - гонка Гран-при Германии 24 июля - квалификация 25 июля, 14.00 - гонка Гран-при Венгрии 31 июля - квалификация 1 августа, 14.00 - гонка Гран-при Бельгии 28 августа - квалификация 29 августа, 14.00 - гонка Гран-при Италии 11 сентября - квалификация 12 сентября, 14.00 - гонка Гран-при Сингапура 25 сентября - квалификация 26 сентября, 14.00 - гонка Гран-при Японии 9 октября - квалификация 10 октября, 8.00 - гонка Гран-при Кореи 23 октября - квалификация 24 октября, 7.00 - гонка Гран-при Бразилии 6 ноября - квалификация 7 ноября, 18.00 - гонка Гран-при Абу-Даби 13 ноября - квалификация 14 ноября, 15.00 - гонка Прямые трансляции гонок смотрите на телеканале "Россия 2" |