P1spb.ru является средством массовой информации (СМИ), Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 - 64849 от 10 февраля 2016 года
Информация предназачена лицам 18+
Историю царствования и любви императрицы Екатерины на фоне величественных декораций, Царскосельского дворца, покажет Александрийский театр. На его сцене мировую премьеру оперы Давида Тухманова «Царица» 22 и 23 июля питерской публике представит солидная постановочная команда театра «Геликон-опера» с энергичным руководителем и режиссёром-постановщиком Дмитрием Бертманом.
Художественное воспитание молодёжи, приобщение её к культурным ценностям и возрождение интереса к отечественной истории – звучит, может быть, достаточно пафосно. Однако основное значение своего нового проекта – оперы «Царица» – его участники видят именно в этом. И даже термин придумали: «Открытая опера» – имея в виду, что это представление будет не только познавательным, но интересным и доступным для всех поколений.
В разгар репетиционных «прогонов» корреспондент «Фонтанки» побеседовал с создателями «Царицы». Первые вопросы, конечно же, были адресованы автору партитуры, композитору Давиду Тухманову.
– Начиная с «Последней электрички», написанной вами в 23 года, ваши песни пользовались любовью слушателей и становились шлягерами; альбомы «Как прекрасен этот мир», «По волне моей памяти», «Н.Л.О.» буквально сметались с прилавков музыкальных магазинов. Самые известные ваши песни – «Чистые пруды», «Притяжение земли», «Аист на крыше», «Напрасные слова», «Восточная песня», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз» или «День Победы» – пели представители разных поколений. Ваше имя всегда связывалось у слушателя с песней, с эстрадой. Почему же вы вдруг решили дебютировать в таком непростом жанре, как опера?
– Писал я эту оперу безо всякого заказа, по соображениям сугубо творческим – и могу сказать, что два с половиной года, ушедшие на создание партитуры, были одним из самых счастливых периодов моей жизни. И я безумно рад, что поэт Юрий Ряшенцев в соавторстве с Галиной Полиди также создали либретто для этой оперы совершенно бескорыстно, без заказа. Я много размышлял, прежде чем принялся за партитуру – и обратил внимание, что, несмотря на все веяния моды, действительно популярными и репертуарными на все времена становились те сочинения, в которых доминирует ярко выраженное мелодическое начало. А поскольку нынешнее состояние нашей эстрады просто исключает песни, основанные на мало-мальски богатой и развитой мелодии, я всё же решил попробовать, так сказать, свой мелодический дар именно в оперном жанре.
– В каком русле, в каком направлении этого жанра вы писали музыку «Царицы»? Это опера эпическая, историческая, драматическая – или, может быть, «итальянская»?
– Прежде всего, я хотел написать хорошую оперу, – смеётся композитор. – Но безусловно, «Царица» – опера русская: хоры, хоровой речитатив – это, конечно, традиция Мусоргского. Оркестр по составу – простой симфонический, иногда удвоенный. Вокальные партии достаточно сложны, но вполне исполнимы для профессиональных оперных певцов. Конечно, написано не совсем обычно – есть определённый синтез опыта прошлого: немного атонализма, например; а некоторые дворцовые, «императорские» сцены стилизованы под музыку эпохи барокко.
– Тем не менее, разговоры о кризисе оперного жанра ведутся уже столько же лет, сколько существует опера. А уж сегодня, в условиях кризиса, поставить современную оперу...
– Я не устаю повторять, что всё, что связано с «Царицей», напоминает чудо, – говорит Давид Фёдорович Тухманов. – Просто цепь каких-то волшебных совпадений. Я понял, что поставить оперу, тем более новую – а не «Аиду» или «Тоску» – просто невозможно. И вот тут-то я встретился с Лёвой Лещенко. Я показал ему музыку, и его вдруг «зацепило»... Он и нашёл для «Царицы» путь на сцену.
Я в этой истории, наверное, самая странная фигура: я ведь не очень интегрирован в мир классической музыки, и, возможно, у многих поклонников оперного искусства даже само моё имя может вызвать недоумение или скепсис, – говорит Лев Лещенко. – Моё вполне академическое музыкальное образование и моя любовь к классической музыке известны не многим. Тем не менее, я очень люблю творчество Давида Фёдоровича – подлинного, на мой взгляд, реформатора отечественной музыки. Поэтому я необычайно заинтересовался, когда он сказал мне о том, что решил написать оперу. Я приходил к нему домой, мы слушали сцены, он играл на рояле фрагменты партитуры, и я просто «заболел» этим сочинением и стал искать возможные варианты постановки – особенно после того, как он сказал, со свойственной ему иронией, что хотел бы при жизни услышать «Царицу» в театре. Обращался в разные театры – и большие, и малые... Но везде отфутболивали: это ведь обычная практика наших театров. И так продолжалось до тех пор, пока мы не встретили Николая Цветкова, председателя совета директоров корпорации «Уралсиб». Он ознакомился с музыкой, выслушал нас, а потом просто спросил: «сколько вам надо денег?». Мне не очень нравится слово «спонсор»; это, скорее, возрождение русской традиции меценатства. В наше время ведь все хотят на чём-то зарабатывать, а не тратиться на просветительство или благотворительность. А что касается грядущей премьеры, могу сказать одно: ничего подобного из всего, что я видел за последние годы, у нас просто не было. Последней настоящей постановкой большой исторической оперы у нас была «Война и мир» Бориса Александровича Покровского в 1959 году в Большом театре.
Между прочим, интерес меломанов к опере подогревается ещё и именем исполнителя роли шведского короля Густава IV-го: Олег Рябец, получивший титул «Мистер Сопрано» после концерта в Лондоне от принца Филиппа на праздновании 75-летия принца Эдинбургского, является обладателем необычного голоса – контртенора, или мужского сопрано. Необычный голос вкупе с музыкальной культурой позволяют Рябецу оставаться востребованным вокалистом: география его концертной деятельности очень широка; певец восхищал публику в оперных залах всего мира. Одной из исполнительниц партии Екатерины станет Мария Максакова, известная широкой публике по ролям в фильмах «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и «К славе» Владимира Зайкина. Одна из ведущих солисток театра «Геликон-Опера», она неоднократно становилась лауреатом различных оперных фестивалей и конкурсов.
Кстати, Давид Тухманов подчеркнул, что премьера – это, можно сказать, «редакция Бертмана»: в этом варианте опера идёт 2 часа 10 минут против трёх часов оригинальной партитуры. Композитор также выразил своё восхищение энтузиазмом коллектива «Геликон-оперы» и его величайшим профессионализмом.
Народный артист России, профессор Дмитрий Бертман сказал, что эта опера «настойчиво предлагалась ему судьбой»:
– Первый раз это случилось в разгар ремонта нашего театра, когда мы мыкались по разным сценам: мне впервые сказали о том, что Тухманов написал оперу «Екатерина», с огромным количеством хоров и массовых сцен. Тогда я ответил, что мол, нам сейчас не до массовых сцен – лучше обратиться в Большой. Затем об опере мне довольно настойчиво напомнил Лев Лещенко. Меня сдерживало поначалу то обстоятельство, что во всех оперных театрах мира я не видел в жизни афиш, где бы доминировали оперы ХХ или XXI века. В основном – шедевры прошлого, иначе зал пустой. У нас на современной опере зал наполнялся два раза, а потом – пусто; только критики и коллеги. Однако во времена Верди было иначе, опера была злободневной и играла немаловажную роль не только в культурной, но и в политической жизни общества! В прошлом веке, после Прокофьева и Шостаковича опера стала вновь элитарной – и, мне кажется, что эта замечательная музыка музыка Давида Фёдоровича Тухманова, в которую не только я – вся труппа влюбилась! – как бы это напыщенно не звучало, вернёт народу любовь к опере.
Как отметили и Давид Тухманов, и Лев Лещенко, переговоры велись со многими театрами – как в Москве, так и в Петербурге (в частности, с Еленой Образцовой по поводу Михайловского театра). Однако даже в тот момент, когда материальные возможности проекта уже позволяли аренду практически любого театра, выбор однозначно остался за Петербургом и Александринкой. «Петербург был и остаётся культурной столицей России, не говоря уже о том, что именно северная столица была историческим фоном всех происходящих в опере событий. Так что лучшего места, чем императорский Александринский театр с памятником Екатерине перед входом, для нашей оперы на свете просто нет».
Кирилл Веселаго, «Фонтанка.ру»шины 195 55
Сергей Швецов, глава наблюдательного совета Московской биржи, выступая на Финансовом конгрессе Центрального банка РФ, призвал создать благоприятные условия для инвестирования зарубежного капитала в российскую экономику.
В Санкт-Петербурге с 5 по 6 сентября, на паркете КСК «Арена» состоится Кубок Владимира Кондрашина и Александра Белова. Баскетбольный клуб «Зенит» при поддержке городского Комитета по физической культуре и спорту и
По данным ГК «Максимум Лайф Девелопмент», в июне объем продаж домовладений в коттеджных поселках под Санкт-Петербургом увеличился в 3,5 раза по сравнению с июнем прошлого года. Причиной стало завершение с 1 июля
В Санкт-Петербурге сотрудники специального моторизованного полка Росгвардии, несущие службу на катерах, контролируют соблюдение правил плавания по внутренним водным путям маломерными судами, включая гидроциклы.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов посетил второй корпус школы №165 в Приморском районе, чтобы проверить его готовность к новому учебному году. Школа-детский сад на улице Глухарской, 18 — одна из пяти новых
Председатель Центрального банка Ирана Мухаммед-Реза Фарзин заявил, что мировая финансовая система нуждается в альтернативных SWIFT инструментах. Данное заявление Мухаммед-Реза Фарзин сделал на Финансовом конгрессе Банка
В дни репетиции и проведения Главного военно-морского парада России, 25 и 28 июля, проезд по участку ЗСД будет бесплатным. Это решение было принято городским правительством для оптимизации транспортной обстановки в
В Петербурге в двухкомнатной квартире дома № 42/79 на Дунайском проспекте ликвидирован пожар, в результате которого выгорела обстановка на площади около 17 квадратных метров. На момент выхода публикации, точные сведения
В Петербурге в одноэтажном здании автосервиса на улице Салова, дом №57 корпус 1 ликвидирован пожар, где в боксе размером 4х7 метров, происходило горение обстановки по всей площади. На момент выхода публикации, точные
Пресс-служба санкт-петербургского «Зенита» сообщила в социальных сетях об игровых номерах новичков команды. В это трансферное окно состав футбольного клуба «Зенит» пополнили голкипер Евгений Латышонок, защитники Юрий