Икона комедийного (и не только) боевика Брюс Уиллис засветился в
новой работе Кевина Смита «Двойной копец». Тем не менее, картина
основательно не дотягивает до планки стандартного комедийного
полицейского экшена - несмотря на все старания ветерана жанра.
Нежанровое кино
Фильмов о похождениях полицейских, работающих в паре, нет числа. Эта
фабула стара, если не как мир, то как сам Голливуд. По мере эволюции она
обогатилась разве что политкорректными мотивами вроде «чернокожести»
или «азиатскости» одного из участников дуэта полисменов.
Вот и
Кевин Смит, автор культовых в своей кинонише «Догмы» и «Клерков», решил
попробовать себя в обкатанном и разведанном жанре, приправив его своим
фирменным минимализмом. Полной камерности все же не получилось. В
картине участвует главный кинокоп современности Брюс Уиллис, пусть и на
шестом десятке лет. Бюджет составил не совсем символические 37 млн.
долларов.
Похоже, вздох разочарования по поводу того, что раньше и
трава была зеленее, и вода мокрее, и фильмы лучше, может теперь
издавать не только отечественный киноман, но и время от времени его
голливудский собрат.
Когда речь заходит о жанровом кино, да еще с
такими проверенными затравкой и главной звездой, зритель, закупившись
попкорном и колой, бежит в зал, охваченный законным предчувствием
веселья и драйва. Искрометные шутки, новые решения обязательных сцен,
погони и крошилова плохих парней – нравится кому-то или нет, этим
подобные фильмы и исчерпываются, но ставить им пресловутый «незачет»
было бы глупо. Жанр такой. Его плюсы являются продолжением его же
минусов. Предсказуемость сюжета на фоне существующего обилия подобных
картин уже тянет на написание компьютерной программы, которая после
ввода имен и антропометрических данных героев сама писала бы сценарий. В
этом и суть – ты точно знаешь, на что идешь.
Но на этот раз
зрителю стоит быть готовым увидеть «нечто совершенно иное». Картину,
застрявшую между двух вселенных – классического микромира Смита:
вымышленного городка в Нью-Джерси, где славно позажигали в свое время
Джей и Молчаливый Боб, и вполне реальным Нью-Йорком, в котором и
происходит действие «Двойного копца».
Тряся стариной
Вопрос, зачем Уиллису
понадобилось сниматься в картине с откровенно слабым сценарием, плохими
трюками и не очень удачными шутками может иметь два ответа. Во-первых,
сняться хотелось именно у Смита, человека, сделавшего себе имя в
экспериментальном кино, который при минимуме возможностей выдавал
максимально качественный продукт. Во-вторых, когда речь заходит о
полицейском кино, чей светлый образ возникает у нас перед глазами?
Правильно, всесильного и остроумного Брюса (почти всемогущего), который
лечит язвы на теле общества не только добрым словом и пистолетом, но и
фирменным мудрым прищуром, поражающим оппонентов и зрителей не хуже
надежного кольта. Не мог Уиллис пройти мимо возможности сделать что-то
свое, фирменное, но при этом под руководством незатертого в титрах
блокбастеров режиссера.
А режиссер привлек ему в напарники
чернокожего комика Трейси Моргана, Кевина Поллака – в коллеги,
мексиканскую наркомафию в противники и семейные проблемы – для лирики.
Да и, видимо, сказал, «всё, Брюс, вот тебе пушка, дальше крутись сам как
хочешь». Потому что если и не хватает чего-то «Двойному копцу», так это
четкости замысла создателя и его реализации в кадре.
Уиллис все
еще хорош – черепом лыс, юморит, как может, убивает бандитов. Уиллиса
испортить не так просто, как кажется. Но все остальное, помимо этого
светлого момента, вызывает ощущение, что Смит ошибся дверью в павильоне
киностудии и снял не свой проект, а фильм режиссера категории «С», да
еще и не самый удачный из них.
Неубедительно все. Никакой «химии»
между Уиллисом и Морганом не ощущается – последний и вовсе
переигрывает, кривляясь как старательный, но совершенно бесталанный
клоун, на которого наконец-то обратили внимание. Старина Брюс задумчиво
смотрит на него как на…
Интрига закручена вокруг похищенной
бейсбольной карточки, продав которую главный герой сможет оплатить
свадьбу любимой дочки и спасти свою репутацию в ее глазах. Сложные
отношения полицейского с дочкой мы уже видели в четвертой части
«Крепкого Орешка». Привет Джону МакКлейну.
Шутки и гэги
воображения не поражают, пару раз радуя вызывающим отказом от
политкорректных стандартов качества, но их собственная острота от этого
не растет. Ну, зарядил полицейский криминальному негритенку под дых, и
что? Конечно, такое в американском кино увидишь нечасто. Спасибо Кевину
Смиту. Не смешно.
Тоже самое можно сказать и об экшн-составлящей
фильма. Троечка, на уровне «Утомленных солнцем-2». Из-за каждого угла на
поворотах сюжета торчат десятки ушей плохо спрятанных сценарных
кроликов, а некоторые и вовсе не заботятся спрятать свои жирные телеса в
низеньких смитовских утесах.
Полицейские как обыватели
Чем
«Двойной копец» интересен, так это новым вкладом в голливудский образ
американских блюстителей закона и порядка. Какими мы их только не
видели: и коррумпированными махинаторами в «Секретах Лос-Анджелеса», и
откровенными бандитами в «Тренировочном дне», и неким подобием сектантов
со своей землей обетованной в «Полицейских».
Но такими,
погрязшими в своих семейных тупиках, в женах и детях, практически
беспомощными перед лицом бандитов, словно обыватель в халате и
тапках-кроликах, пожалуй, еще любоваться не доводилось. А ведь даже в
насквозь комедийном «Полицейском из Беверли-Хиллз» Эдди Мерфи в своей
профпригодности усомниться не давал ни на секунду.
Зная
нон-конформистский характер творчества Смита, заподозрить его в
намерениях сделать образ простого американского копа «ближе простому
народу» как-то сложно. Посмеяться по-настоящему также не получилось. Как
и поплакать над душевными муками двух лузеров из Бруклина с
полицейскими значками. Наверное, эта картина станет со временем в
фильмографии Смита аналогом «Невыносимой жестокости» братьев Коэнов, в
которой они настолько резко и неудачно попытались снять стандартную
романтическую комедию, полностью удалив свой фирменный взгляд на кино,
что редкий преданный фанат творчества оскароносцев пересматривал эту
работу хотя бы один раз после первого знакомства.
Пересматривать нечего и тут - причем как поклонникам Смита, так и
фанатам Уиллиса.
Последним, кстати, расстраиваться осталось
недолго – после этой разминки их любимец вновь тряхнет крупнокалиберной
стариной в компании Шварценеггера, Сталлоне, Лундгрена и Рурка – словом,
практически каждого актера, который хоть кого-то в кадре когда-либо
убивал… |