Вчера в российский кинопрокат вышла новая работа творческого тандема режиссера Пола Гринграсса и актера Мэтта Дэймона «Не брать живым». Дуэт, знакомый любителям кино по саге о приключениях спецагента Джейсона Борна, на этот раз заброшен судьбой в неспокойный Ирак – искать оружие массового поражения.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что
Еще Конфуций в свое время предупреждал, что искать черную кошку в темной комнате – занятие неблагодарное, особенно, если ее там нет. Примерно этим и занимаются весь фильм герои «Не брать живым» под идейным предводительством бравого солдата Роя Миллера (Дэймон).
Занятие это смысла не лишено – ни химического, ни бактериологического оружия, которое, как известно, послужило поводом для вторжения в Ирак, так до сих пор никто и не нашел. В то же время красочные небылицы, которые плели на этот счет члены кабинета Джорджа Буша-младшего, сами по себе заслуживали отдельной экранизации. По большому счету, картина стала первой попыткой США осмыслить: кто, кому и в каком масштабе семь лет назад наврал о мегатоннах оружия у режима Саддама Хуссейна.
Отметим, что в оригинале работа называется «Зеленая зона» (Green Zone) – одноименно со сверх охраняемым районом в центре современного Багдада. Истинное название можно интерпретировать как ключ ко всей современной внешней политике Вашингтона.
Кадр из фильма
Американцы здесь, по сути, честно признаются, что заварили в Ираке очень сложную по своей рецептуре кашу, расхлебыванием которой, увы, приходится заниматься местному населению. В то же самое время шеф-повара мировой политической кухни живут себе припеваючи в этой самой «Зеленой зоне», обтяпывают свои делишки и нисколько не заботятся происходящим за пределами искусственно созданного государства в государстве.
Кадр из фильма (Kinopoisk.ru) Все, что вы хотели знать об оккупации Ирака, но боялись спросить
В принципе, сам факт столь оперативного обращения Голливуда к данному сюжету заслуживает уважения: тема до сих пор остается щекотливой. Например, в Великобритании как раз в эти дни многочисленные высокопоставленные чиновники дают показания на предмет участия Лондона во вторжении в Ирак. Америка поддерживает желание международного сообщества знать правду выпуском фильма. Впрочем, если учесть, что кинематографическое осмысление убийства Джона Кеннеди заняло у Голливуда около 30 лет, нынешние рассуждения об оружии массового поражения на фоне еще не завершившихся катаклизмов в Ираке - шаг довольно смелый.
Повествование стартует с невеселой констатации: дела у военных не идут. Вторгаешься на предполагаемый склад, теряешь личный состав, а там - вместо залежей «Зарина» и «Иприта» кладбище старых унитазов, да еще и тщательно загаженных иракскими голубями. Зрелище само по себе страшное, шокирующее, но на оружие массового поражения не тянет никак. Да и как такое показать по CNN?
Кадр из фильма
А все дело в том, что разведка поставила на поток снабжение честных вояк неверными данными. Да еще и руководство комментирует это с таким наглым и уверенным в своей правоте видом, что за американских солдат начинаешь переживать. Их, бедных, тычут носом: плохо, мол, ищете, и вообще - «пилите, Шура, пилите». Терпение у покорных исполнителей лопается после очередного фиаско, и инициатива государственной важности становится личным делом для Роя Миллера - героя Мэтта Дэймона.
У вас еще нет демократии? Тогда мы летим к вам
Нехитрое расследование подозрительных провалов, сопровождаемое массой перестрелок, мордобоев, взрывов и прочего зрелища, приводит к довольно простому и очевидному выводу. Миллер предсказуемо прозревает, что вокруг него врут просто все: от журналистов - до самых высокопоставленных чинов Пентагона. Причем, чем выше руководитель, тем отъявленнее наворачиваемое им вранье.
Но самое ужасное в том, что, по большому счету, всем все равно. Ну, наврали - подумаешь. На что только не пойдешь ради установления демократии и свержения тирании. Да и против системы переть, опять таки, не рекомендуется - даже если обнародовать вопиющую ложь правительства, менять что-то уже поздно… Кадр из фильма
На новое слово в жанре политического боевика «Не брать живым» претендует едва ли - с точки зрения зрелищности, актерских работ и сценарных поворотов картина из ряда аналогов практически не выбивается. В той или иной мере все это зритель уже наблюдал в другой фантазии на тему войны на Ближнем Востоке - «Совокупности лжи» Ридли Скотта. Да и приключения агента Борна смотрятся гораздо эффектнее, чем суетливая беготня по раздираемому войной ночному Багдаду.
К тому же рассказывается о событиях в чересчур серьезной манере – диалоги насыщены массой специфических терминов, непонятных непосвященным. Такие словосочетания как «баасистские генералы» и «шииты и курды» и вовсе заставляли вытягиваться лица подростков.
Атмосферу новостного сюжета (или документального фильма-расследования) нарушает лишь персонаж местного сочувствующего американцам араба, у которого свои счеты с режимом Хуссейна. Названный для краткости именем Фредди и помогающий Миллеру добраться до правды (или до лжи) в качестве переводчика он своим внешним видом, усиками и новым американизированным именем заставляет вспомнить незабвенного лидера группы Queen. Тот в свое время при смене места жительства и рода занятий перестал быть гражданином Танзании Фаррухом Бульсара и переродился в новой жизни как Фредди Меркьюри. В принципе, в какие-то моменты от его кинотезки начинаешь ждать, что он вот-вот сорвет с себя одежду и затянет: «I want to break free».
В целом, пафос разоблачений деяний США в Ираке, кульминацией которого становится фраза Фредди: «Это не ваша земля, и не вам решать, как нам тут жить». Но оказывается, что желание докопаться до истины имеет не общечеловеческий, а вполне узко национальный, патриотический интерес.
«Ведь если все это неправда, кто же поверит Америке в следующий раз! Как вы не понимаете?» - говорит Миллер.
Оговорка, как говорится, по Фрейду. Мораль такова: повод для новой войны Пентагон должен выдумать поприличнее, пореалистичнее и изобразить его более тщательно. |